Осанка и сколиоз - причины и методы лечения!
Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры.
Физиологические изгибы – шейный и поясничный лордозы (изгиб выпуклостью вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (изгиб выпуклостью кзади) – обеспечивают позвоночному столбу человека рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений, а также увеличивают его устойчивость и подвижность.
Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Они формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а выраженность зависит от угла наклона таза.
При увеличении этого угла позвоночный столб сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.
Шейный лордоз развивается сразу после начала держания головы в первый месяц жизни. Грудной кифоз устанавливается предварительно после 6–7 мес, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9–12 мес, когда ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить, и окончательно формируется в школьные годы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, и потому именно в этот период легко формируются ее нарушения.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При осмотре человека с нормальной осанкой определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка поднят, а линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха (выступ у основания ушной раковины), горизонтальна.
Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии.
Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы – на одной горизонтальной линии. При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке – в пределах 35–55°. Он меньше у мальчиков (и мужчин).
Что такое нарушение осанки и что такое сколиоз. Это отклонения от нормальной осанки. Нарушения осанки не являются заболеваниями, а представляют собой условно обратимые искривления позвоночника, связанные с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти отклонения от нормы приводят к заболеваниям не только опорно-двигательного аппарата, но и внутренних органов.
Под сколиозом понимают искривление позвоночного столба, обусловленное неправильным развитием, деформацией позвонков и дистрофическими изменениями мышц спины. Сколиоз – серьезное заболевание, которое, как правило, полностью не излечивается, поэтому его значительно проще предупредить. Нередко сколиоз начинается у детей с нарушенной осанкой в период быстрого роста. Так, привычное неправильное положение тела при различных позах, например при нерационально организованном рабочем месте школьника, принимает характер нового динамического стереотипа, и, таким образом, неправильная осанка закрепляется. Нередки нарушения осанки у детей, страдающих хроническими болями в животе. Заболевания желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, гастриты, энтериты, колиты, дисбактериоз, запоры), почек, мочевого пузыря могут рефлекторно вызывать слабость или повышенную возбудимость отдельных мышц.
Отрицательно сказываются на осанке такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные и частые простудные заболевания, гельминтозы кишечника. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.
Как выявить нарушение осанки самостоятельно. Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение «прямо», руки по «швам», таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в 2–3 м за спиной ребенка. Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами, сами ягодицы? Если исследуемые ориентиры несимметричны относительно горизонтальной или вертикальной оси, это признак нарушения осанки (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).
Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса. Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом «горбатую спинку».
Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Нет ли сбоку от поясничных позвонков с одной стороны продольного мышечного валика, а в грудной клетке – «выпирания» ребер или лопатки с одной стороны? Попросите ребенка сложить руки на затылке в «замок» и, не опуская их, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны «ненаклонившиеся» участки? Попросите ребенка наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон? Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не «падает» ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы)? Если вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов, посоветуйтесь с врачом. Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще, особенно в периоды быстрого роста ребенка.
Что необходимо делать при выявлении каких-либо отклонений от нормы. В первую очередь обратитесь к врачу-ортопеду, который определит тип и причину нарушения, назначит дополнительные исследования (рентгенография позвоночника, функциональные пробы мышечного тонуса и подвижности позвоночника) и лечение. Как уже говорилось, нарушение осанки имеет функциональную природу – тонусно-силовой дисбаланс мышц и формирование патологического двигательного и статического стереотипа. Поэтому для коррекции патологической осанки успешно применяют самые разные виды физической реабилитации. Основные задачи лечения – восстановление функции расслабленных мышц, снижение возбудимости и тонуса функционально укороченных мышц, проведение двигательного переобучения, т.е. возвращение правильной организации статики и движения. Эффективны лечебная физкультура, массаж, лечебное плавание и другие методики двигательной реабилитации (кинезитерапия и др.), подбираемые врачом индивидуально, рефлексотерапия и широкий спектр физиотерапевтических процедур. Обязательны рациональный режим дня, правильная организация рабочего места и другие лечебно-профилактические мероприятия.
Как предупредить нарушения осанки и сколиоз. С первых месяцев жизни необходимо оберегать ребенка от факторов, формирующих асимметричный мышечный тонус, асимметрию распределения нагрузки в опорно-двигательном аппарате, а также от нагрузки, неадекватной по интенсивности возрасту и развитию. Не сажайте грудного ребенка раньше, чем он сделает это сам. Не носите ребенка на одной и той же руке, не водите его за одну и ту же руку. Ребенку необходима мебель по росту. Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Рабочее пространство письменного стола должно быть достаточно просторным: на нем должны уместиться не только книга и тетрадь, но и локти. Если ребенок сутулится над столом во время чтения или письма, необходимо проверить зрение – возможно, ребенку нужны очки. Также не рекомендуется читать или смотреть телевизор лежа на боку. Напряженные школьные занятия необходимо компенсировать активным отдыхом, прогулками, достаточным по продолжительности сном. Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения (спорт и физический труд). Стимуляция детей к движению, создание стереотипов поведения, ориентированных на высокую двигательную активность, являются важной задачей воспитания. Поэтому в комплексах занятий даже с детьми первого года жизни предусматриваются специальные методы стимуляции движений (переворачивание, ползание, плавание и т.д.). Широко применяются массаж и гимнастика у детей всех возрастных групп. Созданы нормативы двигательной активности детей различных возрастных групп. Если за единицу принимать один шаг, зафиксированный по шагомеру, то для детей 3–4 лет нормой считается от 9 тыс. до 10,5 тыс. шагов в день, а для школьников 11–15 лет – около 20 тыс. шагов. Во временном выражении это означает, что дети должны находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день. Не менее важно и гармоничное физическое развитие ребенка. В его гимнастическом «рационе» должны быть как быстрые движения всем знакомой с детского сада утренней гимнастики, так и упражнения в медленном темпе – «тянучки», улучшающие эластичность мускулатуры. Не менее важны и подвижные игры: лазание, ползание, кувыркание. Очень полезно плавание. В период быстрого роста следует воздержаться от прыжков с высоты, длительного бега. Полноценное питание – важнейший фактор. В поисках кальция многие дети с аппетитом грызут школьный мел. Мел, как известно, не самое вкусное блюдо. В рационе ребенка должно быть достаточно молочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы – естественных источников кальция и витаминов. Не забывайте и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами, склонны к сутулости. Всем известно: здоровый психологический климат в семье – прививка почти от всех болезней.
Спинальная наследственная амиотрофия. Это доброкачественное наследственное заболевание, характеризующееся медленно прогрессирующей слабостью и атрофией мышц туловища и верхних отделов конечностей. Характерный признак – распространенные непроизвольные подергивания мышц в результате сокращения отдельных пучков мышечных волокон. У многих больных отмечается избыточное развитие подкожной жировой клетчатки, которая может маскировать атрофию и подергивания мышц. В то же время отмечается псевдогипертрофия отдельных мышц, особенно голени и разгибателей бедра. Возраст начала болезни колеблется от 3 до 17 лет, что дало основание некоторым авторам выделить 2 группы спинальной амиотрофии – с началом болезни в первые 5 лет и во втором десятилетии жизни. Описаны случаи и более позднего начала поражения. В дальнейшем заболевание медленно прогрессирует. Атрофия мышц ведет к уменьшению силы и объема движений, следовательно, к параличам и парезам. Однако больные могут доживать до старческого возраста, длительно сохраняя способность к самостоятельному передвижению. В основе заболевания – нарушение трофики (клеточное питание) мышц, сопровождающееся истончением мышечных волокон и уменьшением их сократительной способности, вследствие поражения двигательных нейронов (нервные клетки) передних рогов (выступы серого вещества) спинного мозга или периферических нервных волокон. На далеко зашедших стадиях с выраженной атрофией мышц диагностика несложна. На начальных стадиях необходимо всестороннее обследование всей семьи и проведение электромиографии (графическая запись биопотенциалов скелетных мышц). Специфического лечения заболевания нет. Применяют витаминотерапию, массаж, лечебную физкультуру, электростимуляцию и другие физиотерапевтические процедуры. Прогноз для жизни, как правило, благоприятный, для сохранения работоспособности и выздоровления – сомнительный.
Кирилл ШЛЯПНИКОВ, врач-невролог
Источник: журнал "Качество жизни. Профилактика." № 12 декабрь 2004